Развитие усидчивости у детей ранних лет
Что такое усидчивость и как ее развивать?
Рассказывает Алсу Гимаева, руководитель проекта #ранняяпомощь
"Малыши любят играть в шумные подвижные игры, они могут подолгу бегать, прыгать, шуметь и веселиться. Все дело в том, что малыш должен расходовать энергию, которая его переполняет.
Детям сложно заниматься одним делом, долго рисовать, лепить или строить башни из кубиков, ведь для этого надо обладать усидчивостью. Усидчивость – это способность заниматься одним делом на протяжении определенного периода времени, умение концентрироваться на определенном занятии. Однако ни один младенец не обладает этим навыком с рождения, его надо формировать и совершенствовать по мере взросления ребенка.
Какие бывают нормы усидчивости?
Существуют возрастные нормы концентрации внимания, которые связаны с этапами развития мозга и нервной системы.
- в два-три года кроха может складывать кубики, собирать пирамидку или играть с сортером 10-15 минут;
- в возрасте трех-четырех лет малыш может около 20 минут рисовать, лепить, собирать пазлы;
- в четыре-пять лет ребенок может играть в развивающие игры, делать аппликации, выкладывать мозаику, слушать аудиокнигу около 25 минут;
- в пять-шесть лет малыш способен до получаса раскрашивать, выполнять задания и упражнения в прописях, заниматься творческой деятельностью.
Рекомендаций, способствующих формированию усидчивости у ребенка
1. Режим дня приучает ребенка к дисциплине, поэтому с усидчивостью проблем не возникнет, если малыш привык к регулярности определенных действий.
2. Рисование, лепка. Карандаши, рисование пальчиковыми красками, пластилин, глина – все это позволяет занять ребенка на продолжительное время и развивает не только внимание, концентрацию, усидчивость, но и воображение, и мелкую моторику.
3. Конструктор, пазлы, мозаика. Аналогично предыдущему способу, но предполагает не чистое творчество, а работу с готовыми деталями.
4. Дидактические настольные игры. Сюда можно отнести работу с картинками – рассматривание, описывание, нахождение отличий, прохождение лабиринтов.
5. Создание поделок. Материалы могут быть любые, соответствующие возрасту – природные (листья, шишки, желуди и т.д.) или искусственные (бусинки, бисер, резиночки, ленточки).
Методические указания подготовлены в рамках грантового проекта «Ранняя помощь в центре детского развития», реализуемого Фондом "Мархамат" при поддержке Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».