Новости

Формирование границ у детей

Подготовили для родителей рекомендации, как научить ребенка формировать личные границы и правильно делиться своими вещами.

Что будет, если заставлять ребенка отдавать свое?

Не заставляете ребенка делиться своей вещью, естественной и психически здоровой реакцией будет это защита своих ценностей. Проявляться может как агрессией, так обидой и отстраненностью.

Что важно для любого ребенка?

Важно научить ребенка нести ответственность за свою собственность, а для этого ему необходима своя территория. Поэтому в зависимости от условий закрепите за ним часть пространства в квартире - это могут быть, как комната, так и стол, полка с игрушками и его личными вещами. Разрешите ребенку устанавливать свои правила на собственность, которые помогут сохранять и оберегать вещи.

Рассказывайте ребенку, когда он играет с другими детьми, что необязательно отдавать свои игрушки, если он не хочет, но всегда можно договориться с другим поменяться на время игрушками или дать ему поиграть ради совместной деятельности. Можно сообщить, что еще сам не наигрался, или установить свои правила на пользование вещью.

Покажите, что вы уважаете собственность ребенка. Если ребенок не хочет с вами чем-то поделиться, например конфетой или игрой, – вы можете сказать: «Жаль» либо «Очень хотелось», но при этом с пониманием отнеситесь к его выбору.

Демонстрируйте уважение к своей собственности и, если ребенок проявляет интерес к вашим вещам, обозначьте для него, что можно делать с вашими вещами, а что делать нельзя. Когда можно брать ваши личные вещи, а когда - нет. Показывайте пример: разрешите посмотреть что-то из рук или взять, но с условием - потом положить на место.

Какие же есть способы научить детей делиться? 

Их мы и рассмотрим.

1. Пример родителей. Говорите детям: «Давай я с тобой поделюсь». «Хочешь откусить от моего яблока?». Дети будут видеть, что делиться в вашей семье - это норма жизни.

2.«Поиграет и отдаст» Когда кто-то берет игрушку вашего малыша, ему кажется, что он теряет ее навсегда. И в наших силах показать ему, что это не так, что игрушка к нему вернется. Попросите его любимую игрушку: «Дай мне, пожалуйста, поиграть». Ребенок вам ее дает, вы немножко играете у него на глазах и возвращаете обратно со словами: «Спасибо, что поделился и дал поиграть».

3.«Меняться». Это отличный прием, им можно пользоваться, когда дети не могут поделить одну игрушку. Научившись этому приему, дети уже сами, без подсказки могут найти варианты, что предложить брату на обмен. Как это работает: когда один ребенок хочет игрушку (или что-то другое) второго, а второй не хочет делиться, отдавать, то предлагаем им поменяться. Скажите малышу: «Что мы можем предложить? На что поменяться?». Если ребенок еще маленький и сам варианты предложить не может, мы ему можем подсказать. Потом достаточно просто напомнить: «Дети, меняться! Поменяйтесь». Ребенку проще дать поиграть свою игрушку, если он получит взамен другую.

4.Подчеркиваем преимущества готовности делиться. «Если ты дашь ему свою машинку, он тебе даст свой конструктор», «Если ты дашь половинку яблока, а он даст тебе половинку апельсина, вы оба поедите и апельсин и яблоко». То есть в подходящей ситуации находим плюсы и озвучиваем их детям. Ведь они сами могут их не заметить.

5. Даём время ребенку все обдумать. Мы не заставляем его делиться. Предлагаем, озвучиваем эту возможность, но мысленно допускаем, что именно сейчас он может не захотеть этого делать. И в такой ситуации говорим (второму ребенку): «Маша может поделиться, когда захочет».

6.«А папе?». Например, когда папа на работе (или когда вы знаете, что сегодня в гости придет бабушка), а вы в это время собираетесь что-то есть (даже не важно что), обязательно оставьте порцию для папы/бабушки/ребенка. Так мы учим детей думать не только о себе, но и о других близких людях, которых сейчас нет рядом.

7. Когда дети делятся сами, по своему желанию, хвалим их. И обязательно обращаем внимание на случаи, когда ребенок сам по своему желанию поделился. «Спасибо, что поделилась! Мне очень приятно». «Здорово, что ты поделилась с братом конструктором, смотри, как он рад». 

8. Объясняем правила общественного пользования. Маленькие дети (примерно до 3х лет) считают своим все, что попало к ним в руки. Также, дети считают своей детскую площадку, на которой часто гуляют. Когда ребенок начинает говорить: «Это ведь моя качеля!», «Мама, она катается на моей карусели!», спокойно объясняем, что качели общие, для всех, и любой ребенок может на них покачаться. Конечно, придется объяснить это не раз, будьте к этому готовы. 

9. Привлекаем детей к процессу раздела. Если вы, например, разрезаете пирог, разливаете сок или еще что-то делите между всеми членами семьи, привлекайте к этому детей. Спросите, как лучше разделить.

10. Готовимся заранее. Перед тем, как придут в гости другие дети, обсудите с вашими детьми, во что они будут играть с друзьями. Если дети маленькие, то подумайте об этом сами. Уберите игрушки, из-за которых возможны конфликты. Например, у вашей дочки есть красивая кукла, а к вам в гости придут еще девочки. Лучше заранее предупредить их мам, чтобы девочки взяли с собой кукол, иначе возможны конфликты, так как девочкам будет сложно договориться и поделить одну-единственную куклу (хотя такое тоже возможно). В этом случае разумнее убрать «яблоко раздора» и подготовить игры, в которые можно играть всем вместе.

Методические указания подготовлены в рамках грантового проекта «Ранняя помощь в центре детского развития», реализуемого Фондом "Мархамат" при поддержке Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».  



Смотрите так же
Онлайн-конференция по организации отдыха детей с ОВЗ
Приглашаем на серию встреч с психологом
Начало учебного сезона в Центре детского развития
прямой эфир «Организация летнего отдыха: как профессионалы некоммерческого сектора помогают провести лето со смыслом»
Встреча подростков с представителями индустрии красоты
Семинар-тренинг «Родительское выгорание родителей детей с ОВЗ».
ПОМОЧЬ ДЕТЯМ
Помогите детям прямо сейчас!
Разово
Регулярно
100 руб.
500 руб.
1 000 руб.