Польза игр для детей (часть 1)
Современные родители озабочены развитием ребенка и почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции.
Безусловно, родители руководствуются благими целями, но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка порой не остается времени, чтобы просто поиграть.
К сожалению, зачастую взрослые недооценивают детскую игру, она кажется им пустой тратой времени. И упускают тот факт, что для дальнейшего развития ребенка важно, чтобы он прошел этап игры, важно, чтобы он наигрался и насытился ей.
Дети в процессе игр, особенно, подвижных и активных, могут причинять некоторые неудобства – испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр.
Так зачем детям нужны игры? Какова польза игр для детей?
Разберемся вместе с Алсу Гимаевой, руководителя проекта «Ранняя помощь в центре детского развития», реализуемого в рамках грантовой программы Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
«Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она доставляет удовольствие, она спонтанна и произвольна.
Играя, ребенок знакомится с окружающим, учится новому, делится своим опытом с другими. Удовольствие придумывания и продуктивного делания в игре важнее для ребенка, нежели конечный результат игры.
И это время, когда ребенок свободно просто для себя что-то исследует, делает это своим собственным способом и в своем удобном для него месте.
Игра лежит в основе всего дальнейшего обучения ребенка во всех областях: он может тренировать свои старые навыки и развивать новые, ребенок в игре научиться тому, как надо учиться, что позволяет ребенку экспериментировать и учиться, без страха потерпеть неудачу.
ПОЧЕМУ ВАЖНО ДАВАТЬ РЕБЕНКУ ПРОСТРАНТСВО ДЛЯ ИГРЫ?
Игра также важна, потому что она помогает ребенку развивать понимание других людей и вещей вокруг него, что является основой для развития коммуникации.
Во время игры ребенок:
- получает удовольствие, радость, учится понимать чувства свои и других
- интенсивно учится (знания о мире, навыки)
- учится тому, как учиться (формируются универсальные учебные навыки)
- экспериментирует, исследует, делает открытия и даже рискует, без страха потерпеть неудачу.
- учится адаптироваться к изменяющимся условиям
- приобретает и тренирует моторные навыки, становится ловким и умелым
- развивает изобретательность и фантазия, особенно когда ему дают возможность играть в свободную игру
В эмоциональном и поведенческом планах игра:
- уменьшает тревогу, беспокойство, напряжение, раздражительность
- создает положительный эмоциональный фон, близость, чувство собственного достоинства и мастерства
- увеличивает способность к адаптации, способность удивляться и принимать изменения
- снижает драчливость, уменьшает потребность в самообороне и формирует доверие к миру.
В следующий раз Алсу Фановна расскажет о рекомендациях для родителей: как организовать пространство для игр и сделать это времяпрепровождение максимально полезным для малышей.